Лаки покрывные (картинные лаки)

Под лаковым покрытием понимается нанесенный на всю поверхность картины тонкий слой лака. Цель нанесения лака, то есть создание лаковой пленки, двоякая:

  • защитить живопись от различ­ных внешних воздействий: трения, ударов, запыления, действия водяных паров, газов и пр.
  • усилить эффект глубины и звучности красок.

Из свойств, связанных с функцией защитного слоя и оптического фактора, в первую очередь оценивается эластичность пленки, растяжимость, твердость, прилипаемость, толщина, глянец, преломление света, цвет и прозрач­ность. С точки зрения консервации, больше всего ценна ее растворяемость, стойкость к вредным физическим и химическим воздействиям, условия ее старения, выветривания и т. д.

Эластичность и упругость. Лаковая пленка должна быть достаточно эластичной, чтобы она была способна преодолевать напряжения, вызываемые изменениями атмосфер­ной влажности и температуры, действующими на все составные части картины. Пока пленка эластична, в ней легко компенсиру­ются колебания объема материалов, содержащихся в картинах, и она остается неповрежденной. Однако если пленка теряет необхо­димую эластичность, будь то под влиянием совершающихся в ней физико-химических процессов, вызываемых самим составом ее веществ, или вследствие старения,— она разрывается в результа­те попеременного растяжения и сжатия и покрывается бесчис­ленным количеством мелких трещин, которые на поверхности проявляются в виде помутнения. На последней стадии этого повреждения происходит распад частичек лаковой пленки— «порошкование». Макс Петтенкофер, автор метода регенерации помутневших лаков, назвал это явление «ослаблением молеку­лярного сцепления лака».

Масляные лаки достаточно эластичны сами по себе. Хотя функцию пластификатора эффективно выполняют масляные компоненты, однако их эластичность падает пропорционально старению, так как эластичный и мягкий линоксин в результате окисления и полимеризации становится хрупким и твердым. Медленно высыхающие масла, подвергающиеся лишь весьма медленным химическим изменениям, сохраняют эластич­ность лаковой пленки дольше, чем быстро сохнущие масла. Поэтому сиккативы, ускоряющие высыхание масляных лаков, снижают эластичность лаковой пленки и тем самым — ее проч­ность. Замена олифы полимеризованным маслом приводит к существенному улучшению стойкости масляных лаков, так как полимеризованное масло сохраняет эластичность пленки значи­тельно дольше. О сиккативах, следовательно, можно в общем сказать, что они неблагоприятно влияют на эластичность ла­ковой пленки; они даже прямо угрожают ее существованию, причем каждый вид сиккатива — по-своему и в неодинаковой степени. Следовательно, с точки зрения сох­ранности живописи, быстрое высыхание масляных лаков не является преимуществом, а наоборот - недостатком, хотя затруд­нения, являющиеся следствием медленного высыхания (например, оседание пыли), значительны. Можно, однако, ускорить высыхание и без вредных последствий, то есть создав со­ответствующую температуру, свет и сухой воздух в поме­щении.

В условиях пониженных температур уменьшается эластич­ность лаковых пленок. Натуральные и искусственные смолы и пчелиный воск значительно более хрупки на холоду, чем при нормальной температуре. В связи с подвижностью основания и в результате механических ударов пли давления в пленках образуются при пониженной эластичности незаметные трещин­ки, которые в соответствии с физическими законами действуют как небольшие рычаги. Такой слой впоследствии растрескивает­ся и при нормальных условиях, при значительно меньшем на­пряжении, чем то, которое необходимо для пленки не находившейся в условиях пониженных темпе­ратур. Сильное охлаждение хуже всего переносят масляные лаки и глифталевые смолы.

При повышении темпера­туры (в пределах атмосферной температуры) повышается эла­стичность термопластичных смол и линоксина, между тем как нитроцеллюлоза, наоборот, уже при 50°С становится весьма хрупкой и быстро разлагается. Дальнейшее повышение темпе­ратуры действует на большинство лаков разрушительно. Тем­пературу около 100°С переносят относительно хорошо только масляные лаки из твердых смол, содержащие большой процент полимеризованного масла, пленка которого неплавкая, и лаки из новых материалов, отверждающиеся нагреванием.

Эластичность. При покрытии лаком необходимо тщательно соблюдать основ­ные законы эластичности последовательно наносимых слоев. Если лаковое покрытие состоит из двух или более слоев, то менее эластичный слой должен находиться снизу, а более эластичный сверху, иначе лак растрескивается. По этой причине масляную живопись являющуюся эластичной и мягкой, нельзя лакиро­вать хрупкими и твердыми лаками, например, спиртовыми (шеллаком).

Твердость. Лаковая пленка должна быть достаточно твердой, чтобы противостоять механическому повреждению. Слишком мягкий пчелиный воск недостаточно предохраняет живопись против механических воздействий, а так как он тер­мопластичен, то при повышенной температуре становится лип­ким, что является причиной быстрого загрязнения поверхно­сти живописи. Поэтому как воск, так и высыхающие масла, линоксин которых также бывает вначале слишком мягким, смешивают со смолами, изготовляя лаки средней твердости, са­мые пригодные для покрытия картин. Типичные твердые лаки: сандарачные, шеллачные на летучих растворителях, лаки из производных целлюлозы и некоторые синтетические лаки,— на более мягкой живописи, особенно на холсте, растрески­ваются.

Прилипание. Лаковая пленка прилипает лучше к шероховатой и пористой поверхности покрываемой лаком плоскости. Низковязкие и сильно разжиженные лаки проникают глубже в живопись и прочно с ней соединяются при этом они придают краскам большую насыщенность цвета, чем высоковязкие лаки. Высоковязкие лаки, наоборот, остаются на поверхности и вызывают меньше оптических изменений. Прилипание пленок из натуральных смол и высыхающих масел весьма удовлетворительно. В про­тивоположность этому, пленки из производных целлюлозы и большей части искусственных смол хуже прилипают к покры­ваемой поверхности, и если эта поверхность вполне гладкая, то их часто можно просто снять, как оболочку. (Уже из этого видно, как опасно применять их для изоляции мелового грунта, как это иногда неправильно рекомендуют.) Прилипание синте­тических лаков усиливают добавлением природных смол: дам­мары, шеллака или сандарака.

Преломление света. Лаковая пленка выполняет на картине, наряду с защитной функцией, еще и оптическую функцию, то есть придает живописи большую или меньшую глубину и насыщенность. На картинах, писанных красками с низким показателем преломления, лаки, сильно преломляющие свет, могут вызвать мгновенное потемнение всей живописи. Показатели преломления света разных веществ, которые являются основой связующих красок и лаков, весьма различны. Из сопоставления показателей преломления вытекает, что смесь даммары с воском не вызывает потемнения масляной живо­писи и что изменения, вызываемые этим лаком у темпер, меньше изменений, вызываемых масляными копаловыми лаками или летучими смоляными лаками. Из той же таблицы показателей преломления видно также, что если мы добавим в масляные краски копаловые лаки, то они приобретут (в особенность лессировочные краски) большую глубину, нежели при разбав­лении скипидаром или маслом.

Глянец. Лаковая пленка с сильно глянцевой поверхно­стью не рассеивает света и поэтому помогает вызвать наиболь­шую глубину красок и выявляет детали темных, тонко нюанси­рованных частей, которые являются тем более выразительными, чем меньше рассеян свет. Для светотеневой живописи (например. XVII—XIX веков) такие глянцевые лаки являются наиболее пригодными. В противоположность этому живопись, главным выразительным средством которой является красочная декора­тивная поверхность (например, средневековая живопись и конечно, многие современные картины), нуждается в умеренно глянцевых или совершенно не глянцевых лаках. Сильный глянец смоляных и масляных лаков можно умерить небольшой добавкой воска либо нанесением на глянцевую совершенно высохшую лаковую пленку весьма тонкого слоя воска.

Дефекты, вызываемые влажностью. Влага или длительное воздействие атмосферной влажности вызывает на поверхности лаковой пленки синеватые налеты и помутне­ние, ослабляет также ее адгезию к живописной поверхности до такой степени, что, в конце концов, она превращается в порошок и распадается. Воздействию влажности подвер­гаются легче всего лаки из самых мягких смол — канифоли, даммары, мастикса, которые отличаются такой небольшой стой­костью, что достаточно оставить покрытые ими картины на ночь у открытого окна, чтобы на их поверхности появился сине­ватый налет. Наибольшей стойкостью к действию влажности от­личаются восковые и смоляные лаки с примесью полимеризованных масел.

Большинство лаков не представляет собой непроницаемый для влаги слой на живописи, а, наоборот, способствует перене­сению влажности на нижние слои. Это, конечно, имеет большое значение для консервации картин. Из разных веществ лучше всего предохраняют живопись воска и природные смолы, через которые влага не проходит. Масляная пленка является в этом отношении менее надежной, так как она пропускает влагу. Более всего пропускают влагу некоторые искусственные смолы и ряд производных целлюлозы, как, например, ацетил и метилцеллюлоза, являющиеся недостаточно влагостойкими. Эффек­тивным средством, повышающим стойкость лаковой пленки к влажности, является тонкий слой воска, нанесенный на поверх­ность вполне высохшего лака.

Пожелтение лаковой пленки, вызывается как окислением, так и ультрафиолетовыми лучами. Лаки, которые задерживают ультрафиолетовые лучи, сильно желтеют, под воздействием этих лучей они частично разлагаются. Под воздействием ультрафиолетовых лучей денитрируется ятроцеллюлоза, а многие искусственные смолы деполимеризуются на свету. Этот серьезный недостаток частично устраняют тем, что в несветостойкие лаки добавляют вещества, поглощаю­щие ультрафиолетовые лучи, благодаря чему они теряют способ­ность вредно влиять на лаковую пленку. Примечательно то, что этой способностью обладают и некоторые пигменты, особенно белые, которые, будучи диспергированы в лаковой пленке, по­вышают ее прочность.

Масла совершенно не способны защищать краски от действия на них газов (в частности сероводорода, от которого масляная краска быстро чернеет), тогда как те же краски, крытые лаком, остаются без изменения даже при интенсивном действии на них сероводорода. Ввиду этого через 1 или 2 года после окончания работы над картиной, в зависимости от степени ее просыхания, живопись покрывается картинным лаком специального состава.

Благодаря лаковой пленке получается безукоризненно гладкая, правильно отражающая цвет поверхность, которая отражает падающий свет лишь в од­ном направлении. Лак, покрывая живопись, придает краскам звучность, соз­дает в известной степени теплые и погашает холодные тона, наиболее полно выявляя всю красочную гамму, углубляет и де­лает прозрачными теневые места, одновременно углубляя и придавая прозрачность теневым местам живописи. Лак в темпе­ре является окончательной лессировкой.

Лаковая пленка должна быть достаточно прочной, твердой, крепкой и в то же время эластичной, что особенно важно в мас­ляной живописи на холсте. Она также должна быть достаточно устойчивой в отношении различных внешних воздействий как физических, так химических и механических. Эластичность яв­ляется необходимым условием для лаковой пленки, так как, ко­гда предметы, покрытые лаком, приходят в движение или вос­принимают механические воздействия, то лаковая пленка долж­на растягиваться, сжиматься и изменять свою форму, не разры­ваясь и не отскакивая от поверхности предмета. Лаковая пленка образуется из веществ, входящих в состав лака в качестве его составных частей, как-то: масла, различные смолы и т. д. Само образование пленки происходит в результате сложных физико-химических процессов, происходящих при вступлении только что нанесенного слоя лака во взаимодействие с кислородом воз­духа. В результате этих процессов лаковая пленка становится твердой и вместе с тем эластичной, хорошо противостоит различным внешним воздействиям и яв­ляется превосходным изолирующим слоем.

Лаки, служащие для покрывания картины, приготовляются из твердых и мягких смол (природных и/или искусственных) и разбавителей (масел, терпентинов, уайт-спирита и др.). Масла надо использовать исключительно эфирные, так как, защищая живопись, лаки изнашиваются, тускнеют, желтеют и подлежат от поры до времени удалению с поверхности картины для замены новыми лаками, между тем удаление масляных лаков сопряжено с боль­шими затруднениями. На этом же основании обыкновенно при­нято готовить лаки из мягких смол, даммара и мастики, раст­воряя их в скипидаре и нефти, так как их легко удалить с кар­тины при надобности.

Можно рекомендовать картинные лаки, составленные по при­водимым ниже рецептам:

Мастичный лак:

  • 14 частей — мастики в порошке
  • 44 части — скипидара
  • 6 частей — толченого стекла
  • 2 части — венецианского терпентина

Даммаровый лак:

  • 100 частей — даммара
  • 300 частей — скипидара
  • 1 часть — касторового масла

Приготовляя эти лаки, необходимо следить за тем, чтобы скипидар и смолы не содержали в себе воды! Что очень важно, так как от воды даммарный лак мутнеет.

Толченое стекло в мастичном лаке играет роль разъедините­ля частиц смолы, облегчающего ее растворение; касторовое же не высыхающее масло в даммаровом лаке служит для придания ему эластичности.

Копайский бальзам в натуральном своем виде также может служить хорошим картинным лаком, не теряющим своей про­зрачности под действием сырости; но чаще всего практикуется покрывание масляной живописи мастичными и даммаровыми скипидарными лаками, свойства которых таковы: мастичные лаки более окрашены, нежели даммаровые, и желтеют еще впо­следствии, зато все время сохраняют свою прозрачность; дам­маровые же лаки почти бесцветны и не желтеют, но с течением времени становятся малопрозрачными. Помутневший таким об­разом даммаровый лак под парами спирта, впрочем, снова при­обретает первоначальную свежесть.

К сожалению, к отрицательным свойствам лаков, приготовленных из натуральных смол, относиться их способность желтеть, становиться коричневыми, покрываться сетью кракелюра, белеть, а иногда и полностью терять прозрачность. Изменение цвета зависит и от масел, на которых или с участием которых приготовляется лак, а также от естественного старения смол. Защитные достоинства лаковых покрытий сохраняются, но изменение цвета пленки не позволяет зрителю различать цвета и моделировку формы, а иногда и вообще различить, что же изображено на картине.

Для придачи живописи матовой поверхности она покры­вается «глютенем-элеми»; тех же результатов можно достичь покрыванием живописи раствором хороших бесцветных сортов парафина или церезина в скипида­ре. Пропорция между ними такова: на 1 часть парафина или церезина берется 5 частей скипидара. Лак этот становится ма­товым только после достаточного высыхания и не ранее, как на другой день после его нанесения.

 

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой смесь синтетической полибутилметакриловой смолы, незначительного количества фисташковой смолы (мастикса) с скипидаром или пиненом. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи более медленно, чем лака мастичного.

© angelikachasiotu

Бесплатный хостинг uCoz